«В современном искусстве главное — эмоции»
Степан Бугаев, основатель студии «Точка дизайна», о том, с чего начать знакомство с современным искусством, как включить его в интерьер и зачем создавать свою коллекцию
Для чего стоит дополнять интерьер предметами искусства? Зависит ли ценность полотна от его стоимости? Какие сейчас существуют тренды в интерьерном искусстве? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью со Степаном Бугаевым, основателем студии «Точка дизайна».
Степан Бугаев — основатель студии «Точка дизайна», участник рейтинга 100 лучших дизайнеров России, руководитель профиля «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, куратор направления «Дизайн интерьеров» в онлайн-школе Contented
Какую задачу выполняет дизайнер, дополняя интерьер предметами искусства?
Современное искусство — своего рода просветительская деятельность в моей работе. Профессиональный дизайнер, на мой взгляд, это человек, который не просто подберет мебель и расставит ее в квартире, а который, создав дизайн интерьера, расскажет клиенту нечто, что ранее ему было неизвестно. Дизайнер не просто организовывает пространство, а рассказывает некую историю в проекте и создает в нем эстетическую привлекательность, которую клиент у себя в голове не мог заведомо представить из-за возможного отсутствия изящного видения окружающего мира. Привнести в интерьер не только красоту, но и знания — святой долг каждого дизайнера. Предметы искусства здесь — незаменимые помощники. Они — еще один дополнительный инструмент, с помощью которого можно рассказать историю в проекте, которую, к примеру, не получится рассказать с помощью других инструментов — материалов, цвета, образов и т.д. Повесив же какую-либо работу в квартире, дизайнер сможет глубже раскрыть вложенный смысл в интерьере.
Насколько необходимы картины в доме? Можно ли обойтись без них?
Я вырос в Советском Союзе. На стене в доме у нас висел календарь, в туалете — постер с какой-то девушкой, а картины были историей про музей. И когда советские люди решили вешать полотна у себя дома, толком ничего в искусстве не понимая, кто-то приобретал удачно сбагренную ему картину за миллион долларов, а кто-то — репродукцию Эйфелевой башни за сто рублей. И это говорит об отсутствии культуры, потому что не было привычки с детства быть окруженным чем-то прекрасным.
Для меня ответ на вопрос «Необходимы ли картины в доме?» однозначен. Конечно, да. Для того, чтобы формировать у себя, у детей, даже у гостей стойкое ощущение того, что мы живем в прекрасном мире и что нас окружает очень много актуального искусства, которое не просто висит на стене или стоит на столике, а которое задает вопросы и заставляет нас задуматься о чем-то глубоком, о чем в повседневной жизни — на работе, при просмотре телевизора дома — мы вряд ли подумаем. Нужно пустить и принять искусство в интерьере дома, как мы принимаем множество других явлений в свою жизнь. Ведь оно способно улучшить настроение, изменить мировоззрение в лучшую сторону, помочь в осмыслении красоты и развитии вкуса.
Какие тренды в интерьерном искусстве сейчас есть?
Не стоит называть искусство интерьерным. Просто есть картины, которые хорошо смотрятся в интерьерах, и не только с точки зрения цвета и визуала, но и с точки зрения некой иронии, сюжета, который в них обозначен. Дизайнер, подбирая предметы искусства в свой проект, должен все перечисленные выше тонкости учитывать, чтобы картина по итогу смотрелась в интерьере уместно.
Дизайнер должен смотреть на картину очень детально — на цветовую гамму, раму, размер самого полотна, ведь важно, чтобы в интерьере работа не потерялась, а, наоборот, переплеталась с ним. В таком случае, между интерьером и картиной появится взаимосвязь. Чтобы добиться такого эффекта, дизайнеру еще крайне важно узнать основную информацию и о художнике. В таком случае, он будет знать авторскую позицию и более глубоко поймет заложенный в картину смысл.
За что вы любите современное искусство?
Во-первых, за эмоции, которые я от него испытываю. Я оцениваю работы мастеров через призму чувств, которые они у меня вызывают. Мне важно то, к каким чувствам я склоняюсь, к каким мыслям прихожу, когда смотрю на работу. В такие моменты со мной часто происходит много хорошего, каких-то приятных метаморфоз, может улучшиться настроение. Я могу задуматься о том, о чем раньше не думал, что может, к примеру, воодушевить на новые свершения. Во-вторых, я люблю современное искусство за памятные события и интересные истории, о которых оно постоянно напоминает. К примеру, однажды на ужине патронов Гаража нас с женой посадили напротив пары — крупных коллекционеров, меценатов Александра и Евгении Поповых, с которыми мы в тот вечер познакомились. Однако, смотря на Евгению, я думал о том, что уже неоднократно ее где-то встречал. Сказал ей тогда: «Смотрю на вас и не могу вспомнить, где видел». Пообщавшись в течение вечера, затронув тему искусства, мы выяснили, что наш общий знакомый — художник Олег Доу, который в своих работах совмещает художественную фотосъемку и компьютерную графику, создал в авторском стиле портретную фотографию Евгении. Владельцем этой работы на тот момент уже длительное время был я. Эта история стала для меня настоящим изумлением, а воспоминание о ней до сих пор хранит работа Олега. В моей коллекции множество предметов современного искусства, за которыми скрыты личные и порой очень значимые истории.
Работа Олега Доу Clown в интерьере. Проект: студия «Точка дизайна».
Арт-директор проекта: Степан Бугаев.
Ценность работ заключается для вас именно в этом?
Да, для меня всегда ценно лишь то, какие эмоции вызывает у меня работа и какая история за ней скрыта. Если картина вызывает у меня приятные эмоции, утаивает личную историю, то она на 99 процентов ценна для меня. А стоимость полотна здесь абсолютно не важна. Я совершенно точно не обращу на нее внимания. Ведь картину можно выбрать и за небольшие деньги. Ценность и качество работы абсолютно точно не зависят от ее стоимости.
Каждая картина в моей коллекции — результат какого-то знакомства, дружбы с людьми, нашего с ними влияния друг на друга и, как следствие, фиксация какого-то периода времени или события в виде работы, как некое воспоминание.
Расскажите о вашей коллекции картин.
В моей домашней коллекции, в которой насчитывается уже более 100 работ, нет строгой единственности. Я люблю, как и графику — черно-белые и фотоработы, так и картины в ярком исполнении. Я не боюсь цвета, и мне очень нравятся агрессивные в этом плане работы. Приобретенными полотнами я дополняю интерьер своей квартиры и дачи, где, признаться, уже закончились свободные стены, а также офиса.
В основном сейчас большинство картин из моей коллекции написаны художниками, которых я знаю лично, и с которыми связаны какие-то истории. Но изначально я покупал полотна, которые просто находили отклик внутри меня и вызывали приятные эмоции. И лишь спустя время, когда я понял, насколько мир искусства мне важен, я решил, что буду лично знакомиться с авторами работ. Поскольку мне важно понять, какой он человек и как создавал свою работу. И для этого не надо говорить о рабочем процессе, ведь часто художники не любят затрагивать эту тему, рассказывая, например, о том, какой смысл они вложили в ту или иную картину. Но это и не нужно из них вытягивать. Важно просто понять человека, выпить с ним чай, пройтись и поболтать, чтобы для себя дополнить замечательную магию написанной художником работы еще и тем, что из себя представляет ее автор.
Картина «Венера» Группировки «ЗИП» из коллекции Степана Бугаева в интерьере.
Проект: студия «Точка дизайна». Арт-директор проекта: Степан Бугаев.
Дизайнер: Анастасия Захарова
Что коллекционирование, на ваш взгляд, дает человеку?
Коллекционирование — своего рода безобидная, легкая болезнь, дающая человеку чувство удовлетворения, заполненности пустых мест, которые он сам себе придумал. Коллекционирование дает ощущение реализации личных планов, движения вперед. Если говорить более практично, заполненность дома предметами искусства дает вам, к примеру, возможность качественно и нетривиально принимать гостей. К тому же, кажется, будто это дает вам множество интересных преимуществ перед другими — с коллекционированием вы можете выглядеть более интересно и незаурядно, чем без него.
Должна ли коллекция быть ориентирована на инвестиции?
Инвестиции — тема шаткая. Никто не знает, будут ли завтра где-то интересны русские имена, кроме как здесь, в России. В данном вопросе мы можем говорить о международных авторах. У семьи Поповых, о которых я говорил ранее, огромная и разнообразная коллекция работ известных иностранных художников. Я думаю, что как раз их покупки и не отрицают некой инвестиционной политики. Работы можно будет при желании в будущем продать дороже, поскольку и сами картины, и авторы многих из них известные. Если мы говорим о малоизвестных на данный момент работах и авторах, то здесь как повезет. Скорее всего, инвестиций не получить.
Как человеку начать разбираться на рынке современного искусства?
Есть множество профильных пабликов в социальных сетях, которые можно читать. Советую не пренебрегать и книгами об истории живописи, направлениях и т.д. Тем, кто пытается разобраться в современном искусстве, я предлагаю начать с изучения классического, современное опирается порой на некие канонические вещи. В какой-то момент оно могло развиваться вопреки общепринятым устоям в мире искусства, и для того, чтобы понять, почему так произошло, необходимо изучить общую историю искусства. Здесь, кстати, также помогут различные онлайн-курсы в лекториях.
Можно подписаться на галеристов, деятелей искусства, которые в своих профилях порой публикуют различные обзоры о современном и не только искусстве. Я лично подписан на Харуки Мураками, Thierry Noir, на Айдан Салахову, Олега Устинова, Павла Отдельнова, также на аккаунты важнейших музеев и арт-площадок Москвы. Я читаю каналы газеты The Art Newspaper, Артгида, Artintensity и т.д. Вообще половина всех моих подписок в социальных сетях посвящена всевозможному арту.
Конечно, необходимо бывать и на специализированных выставках, ярмарках. К примеру, на Cosmoscow и сателлите blazar. Последние необходимо посещать, поскольку они являются неким собором всего правильного и хорошего, что есть на рынке российского современного искусства. Также нужно обратить внимание и на мировой рынок. Это, конечно же, ярмарка Art Basel, у которой 4 точки с разной стилистикой. Арт-ярмарка Frieze, у которой есть две площадки: Frieze London и Frieze Masters. Первая включает в себя работы, созданные после 2000-го года, вторая — работы периода от античности до XX века. Также галерея Tate, в которой выставляются самые актуальные работы мира современного искусства.
В целом, я считаю, что любое новое знание желательно приобретать с профессионалом определенной индустрии. К примеру, когда я иду на новую выставку, то всегда стараюсь привлечь опытного гида для того, чтобы он глубоко погрузил меня в экспозицию и детально рассказал информацию про представленные экспонаты. Выставку Виктора Пивоварова в «Гараже» я посещал многократно, каждый раз приглашая экскурсовода. Причем, из раза в раз нового, так как каждый специалист рассказывает истории по-своему. После многочисленных посещений с гидом я еще неоднократно бывал в музее самостоятельно. Также порой бывает возможность посетить выставку с авторской экскурсией, что очень интересно и полезно, так как вы можете узнать заложенный в выставку смысл напрямую от автора. Советую подобные события не пропускать.
Если вы — новичок в современном искусстве, важна насмотренность, так как изначально вам будет сложно сразу сформировать избирательный подход к рассмотрению и выбору предметов искусства. Просто отмечайте для себя «Мне нравится или не нравится». И в процессе вы для себя поймете, насколько ваши предпочтения цельные — нравятся работы одного периода, одной стилистики, цветовой гаммы, одного художника и т.д. Для меня всегда был главный критерий «нравится или не нравится». Если мне кто-то будет советовать определенную работу, расхваливая ее и ее автора, но я пойму, что картина не нашла во мне никакого отклика, то я точно не приобрету ее для себя.